Главная arrow Этика / Эстетика arrow История этических учений (А.А. Гусейнов)
История этических учений (А.А. Гусейнов)

   Представляет собой первую в нашей стране систематизацию этики во всем разнообразии ее важнейших философско-культурных традиций и исторических эпох. Предметом рассмотрения в ней является философская этика. Этические учения распределены авторами по основным философским самостоятельным культурным регионам (Китай, Индия, арабо-мусульманский мир, Европа, Россия), а внутри регионов - по школам и этапам развития, что составляет структуру книги.
   Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Философия".

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 5

Раздел первый. Китай 7

Глава I. Китайская философия как суперэтика 7

Глава II. Четыре главные этические программы 12
§ 1. Конфуцианство (жу цзя): этика ритуальной благопристойности и человеколюбивого самосовершенствования 12
§ 2. Даосизм (дао цзя): индивидуалистический натурализм - этика природосообразного недеяния 17
§ 3. Моизм (мо цзя): религиозно-популистский утилитаризм - этика объединяющей любви и взаимной пользы 22
§ 4. Легизм (фа цзя): законнический этатизм - этика тотальной власти 26

Глава III. Категориальные основы китайской этики 32
§ 1. Категория "благопристойность" (ли3) как единство этики и ритуала 32
§ 2. Категория "благодать" (дэ): магическая сила и моральный императив 38
§ 3. Категории "путь" (дао), "орудийные предметы" (ли2) и "великий предел" (тай цзи): синергия неба и человека в благом абсолюте 52
§ 4. Категория "гуманность" (жэнь1): любовь к людям и гармония мира 67
§ 5. Категория "должная справедливость" (и): бескорыстная ответственность и соответствие смыслу 70

Глава IV. Конфуцианская антропология 75
§ 1. Концепция природы человека от Конфуция до Хань Юя ... 75
§ 2. Концепции природы и чувственности от Сюнь-цзы до Чжу Си 87
§ 3. Концепция природы и чувственности, выработанная Ван Янмином 93
§ 4. Эволюционная преемственность представлений о человеческой природе в конфуцианстве и категория "предопределение" (мин) 99
Литература  106

Раздел второй. Древняя и средневековая Индия 109

Глава I. Предварительные понятия 109
§ 1. "Ценности", блага и цели 110
§ 2. Границы этического 122
§ 3. Оценки "извне" и "изнутри" 125

Глава II. Этическая дидактика 130
§ 1. Аретология индийских религий 130
§ 2. Моральные нормы совершенства 139
§ 3. Моралистическая афористика и "наглядная проповедь" 154
§ 4. Этика и индийские пути к "освобождению" 166

Глава III. Этическое теоретизирование 174
§ 1. Дискуссионное пространство эпохи первых философов 174
§ 2. Философия нравственности и безнравственности шраманского периода 179
§ 3. Философская этика буддистов и мимансаков 187
§ 4. Индия и современная философская этика 198
Литература 203

Раздел третий. Классическая арабо-мусульманская мысль 204

Глава I. Этика в арабо-мусульманской культуре 204
§ 1. Понятия "мусульманская этика" и "этика в мусульманских обществах" 204
§ 2. Соотношение этики и права в арабо-мусульманской культуре 211
§ 3. Системообразующие принципы мусульманской этики 215

Глава II. Намерение-и-действие как предмет мусульманской этики 216
§ 1. Предмет мусульманской этики. Намерение и действие 216
§ 2. Правильность намерения-и-действия 222
§ 3. Основные классификации намерений-и-действий в мусульманской этике 223

Глава III. Благо и зло. Утилитаристская классификация намерений-и-действий 224
§ 1. Понимание блага и зла в мусульманской этике 224
§ 2. Утилитаристская классификация намерений-и-действий 236

Глава IV. Пригодность. Апроприаторная классификация намерений-и-действий 239
§ 1. Апроприаторная классификация намерений-и-действий 239
§ 2. Обоснование интересов и их соотношение 242

Глава V. Состояние и предрасположенность. Аффективная классификация намерений-и-действий 252
§ 1. Аффективная классификация намерений-и-действий 252
§ 2. Мусульманский этос 261

Глава VI. Общие черты мусульманской этики 274
§ 1. Отличительные черты мусульманской этики в контексте общих особенностей ислама 274
§ 2. Макропроблемы мусульманской этики 278
§ 3. Основные жанры, в которых обсуждалась этическая проблематика 283

Глава VII. Философская разработка мусульманской этики в каламе, исмаилизме и суфизме 285
§ 1. Калам и ранняя мусульманская мысль: ригоризация этики 285
§ 2. Исмаилизм: императивная этика совершенствования 290
§ 3. Суфизм: этика "растерянности" 293

Глава VIII. Этика в мусульманских обществах 299
§ 1. Личное совершенство: исправление нравов и обретение добродетелей 300
§ 2. Политическая утопия: "добродетельный город" аль-Фараби 303
§ 3. Интуитивизм: Ибн Сина и Ас-Сухраварди 305
Литература 308

Раздел четвертый. Европа: Античность 310

Глава I. Моральный канон античности: Гомер, Гесиод, Семь мудрецов 310
§ 1. Гомер 310
§ 2. Гесиод 316
§ 3. Семь мудрецов 320

Глава II. Этика в ранней греческой философии 325
§ 1. Анаксимандр 325
§ 2. Гераклит  328
§ 2. Пифагор и пифагорейцы 332
§ 3. Парменид 335
§ 4. Демокрит 338

Глава III. Софисты, Сократ, сократики 344
§ 1. Софисты  344
§ 2. Сократ 351
§ 3. Сократики  359

Глава IV. Платон и Аристотель 364
§ 1. Платон 364
§ 2. Аристотель 377

Глава V. Этические учения эпохи эллинизма 401
§ 1. Эпикур 401
§ 2. Стоицизм 410
§ 3. Скептицизм 430

Глава VI. Конец античной этики: Платин 435
Литература 444

Раздел пятый. Европа: Средневековье 446

Глава I. Основоположения средневековой морали 460
§ 1. Этический смысл "Посланий" ап. Павла (I в. н.э.) 460
§ 2. Божественное пари: контроверсия морализма и легизма 466
§ 3. Раннехристианская литература 474

Глава II. Недогматические формы морального сознания Средневековья 477
§ 1. Синкретические доктрины первых веков новой эры 477
§ 2. Недоктринальные формы бытийствования морали 486
§ 3. Аскетическая традиция Восточной церкви 492

Глава III. Формирование моралистической традиции Западной церкви 509
§ 1. Амвросий Медиоланский 509
§ 2. Аврелий Августин 510
§ 3. Происхождение зла. Теодицея 514
§ 4. Добродетели разума и добродетели веры 523
§ 5. Григорий Великий 526

Глава IV. Схоластическая традиция в истории средневековой этики 527
§ 1. Ансельм Кентерберийский. Диалог "О свободном выборе" 527
§ 2. Бернар Клервоский. "О благодати и свободной воле" 530
§ 3. Петр Абеляр. "Познай самого себя" 532

Глава V. Этика Фомы Аквинского 535
§ 1. Воля и интеллект 535
§ 2. Типология добродетелей 539

Глава IV. Этические идеи Иоанна Дунса Скота и Уильяма Оккама 543
Литература 549

Раздел шестой. Европа: Новое время 552

Глава I. Гуманизм и Реформация 556
§ 1. Лоренцо Валла 556
§ 2. Джордано Бруно 560
§ 3. Макиавелли 565
§ 4. Лютер 570

Глава II. XVII в. 578
§ 1. Декарт 578
§ 2. Спиноза 583
§ 3. Гроций 590
§ 4. Гоббс 595
§ 5. Локк 603

Глава III. XVIII в. 611
§ 1. Этический сентиментализм 611
§ 2. Мандевиль 628
§ 3. Дидро 631
§ 4. Гельвеций 638
§ 5. Руссо 645

Глава IV. Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв. 651
§ 1. Кант 651
§ 2. Гегель 659
§ 3. Фейербах 667
Литература  672

Раздел седьмой. Европа: XIX-XX вв. 663

Глава I. Антинормативный поворот в этике 673
§ 1. Шопенгауэр 673
§ 2. Маркс и марксистские традиции 680
§ 3. Ницше 687

Глава II. Основные этические учения 696
§ 1. Утилитаризм 696
§ 2. Эволюционная этика 703
§ 3. Прагматизм 710
§ 4. Фрейдизм 716
§ 5. Феноменология 723
§ 6. Экзистенциализм 733
§ 7. Аналитическая этика и метаэтика 742

Глава III. Современные дискуссии и тенденции 753
§ 1. Новые споры вокруг старых нормативных программ 753
§ 2. Прикладная этика 761
§ 3. Постмодернизм 765
Литература  770

Раздел восьмой. Россия 771

Глава I. Нравоучение средневековой Руси (XI-XVII вв.) 775
§ 1. Нравоучение как вид христианского учительства 775
§ 2. Этический "номинализм" нравоучительной литературы 776
§ 3. Этос религиозного подвижничества: аскетизм, святость, юродство 778
§ 4. Христианский этический идеал, мирское благочестие и житейская нравственность 783

Глава II. Нравоучительная философия Просвещения (сер. XVIII - первая треть XIX в.) 786
§ 1. Секуляризация этической мысли 786
§ 2. Этическое образование. Место этики в системе нравоучительной философии 787
§ 3. Нравственное учение масонства 789
§ 4. Эстетический морализм русских романтиков 792

Глава III. Нравственная философия: становление этики как самостоятельной науки (вторая половина XIX в.) 794
§ 1. Утилитарная переоценка морали: нигилистический и утопический морализм 60-х годов 794
§ 2. Моральный метод в социологии: социальный морализм народничества (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский) 795
§ 3. Этическое "оправдание" христианства: этика "абсолютного добра" Ф.М. Достоевского; этика "непротивления злому" Л.Н. Толстого 798
§ 4. Православно-христианское учение о нравственности: богословский морализм 801
§ 5. "Научное" обоснование этического идеализма: этико-психологический синтез К.Д. Кавелина 806
§ 6. Этико-правовые учения и их роль в становлении автономной этики 808
§ 7. Метафизический поворот в этике (80-90-е годы) 813
§ 8. Нравственная философия как система: этика "соборного добра" B.C. Соловьева 822
§ 9. Этические итоги конца XIX в. 827

Глава IV. Философская этика: от этической автономии к институциональной морали (XX в.) 829
§ 1. Этический "ренессанс" начала века (1900-1922) 831
§ 2. Основные направления этической мысли 839
§ 3. Пореволюционный этический идеализм в России (1918-1922) 854
§ 4. Этический "раскол": моральная идеология в Советской России и этика русского зарубежья (сер. 20-х - кон. 50-х годов) 858
§ 5. Неортодоксальные этические учения в Советской России 863
§ 6. Этика русского зарубежья: основные учения 867
§ 7. Советская этика. Общая характеристика (60-80-е годы) 887
§ 8. Российская этика. Основные тенденции развития (90-е годы) 892
Литература 894

Приложение. Этика ненасилия 896

Формат: TXT
Язык: Русский

Скачать учебник
История этических учений (А.А. Гусейнов)

 
< Пред.   След. >