Главная arrow Педагогика arrow Педагогика - Учебник для вузов (Н. В. Бордовская, А.А.Реан)
Педагогика - Учебник для вузов (Н. В. Бордовская, А.А.Реан)

   Учебник представляет собой компактный и высокоинформативный очерк истории, теории и практики педагогики, написанный  ведущими петербургскими специалистами по педагогике и педагогической психологии.
   Читатель узнает об основных  этапах становления и новейших достижениях педагогики,  о структуре мирового образовательного пространства, о разнообразии форм и направлений  современной педагогической деятельности. Значительное место в учебнике отведено анализу трудных педагогический ситуаций. Этот раздел поможет будущему профессионалу научиться активно использовать их воспитательный и обучающий потенциал, применять на практике современные психологические знания.

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 6
Глава I. ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИКА? 10
ИСТОКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ «ПЕДАГОГИКИ» И ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 10
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 15
ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА 20
Основные категории педагогики 24
Резюме 27
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ 28
Вопросы и задания для самоконтроля 30
Глава II. ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА 31
ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ 31
Цели воспитания и самовоспитания 31
Воспитание как процесс 32
СПОСОБЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА 39
ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ 43
МОДЕЛИ И СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ 47
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ 54
История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества 58
Глава III. ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА 59
ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ 59
Образование как система и процесс 64
Модели образования 66
Возрастная динамика развития человека в процессе образования 74
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ 81
Закономерности обучения 83
Виды и стили обучения 86
Образовательные технологии 93
Типы организации социальных отношений в процессе обучения 93
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ 95
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ 99
Глава IV. ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ  104
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ; ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 104
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ХХ ВЕКА
117
Некоторые наиболее известные в мире «новые школы» XX столетия 119
Инновации в высшей школе 121
СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО 124
Глава V. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 135
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 135
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ 144
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА 151
ПОЗНАНИЕ ПЕДАГОГОМ УЧАЩИХСЯ 155
Глава VI. ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 162
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 162
СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ 166
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 175
Что такое мотивация? 175
Как мотивация влияет на успешность учебной деятельности 176
Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи 178
Профессиональная мотивация 181
РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СЕМЬЕ 192
Глава VII. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 198
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ 198
Задачи по проектированию содержания и отбора способов деятельности учеников 199
Задачи по изменению отношения к учебе 200
Задачи по педагогической диагностике 201
Задача на выбор линии поведения или способа воспитательного воздействия 204
Задачи на применение метода “ пример” 204
Задачи на выбор способа поведения 206
Задачи на выбор стратегии жизни и образа поведения 207
Задачи на выбор стиля поведения под «давлением среды» 208
Задача на выбор варианта ответа 210
Задачи на переориентацию 211
Задачи на оказание помощи в разрешении конфликта 213
Задача на усиление внимательности и самоконтроля 214
Задача на рост самостоятельности 214
Задачи на проявление и развитие творчества 215
Проблемные задачи 217
Задача на педагогическое стимулирование 217
Задачи самовоспитания 218
Задача на стимулирование к самовоспитанию 220
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ 221
Ситуации создания успеха и обеспечения роста достижений 221
Ситуации самооценки 225
Ситуация выдержки и проявления вежливости в отношении 227
Ситуации пренебрежения и неуважения других 227
Ситуация выбора профессии 228
Ситуация стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам 229
Ситуация стимулирования к самостоятельности разрешения конфликтов 230
Ситуации стимулирования к самостоятельности принятия решений и действий 231
Ситуация стимулирования к самовоспитанию 234
Ситуация стимулирования ко лжи 235
Ситуация молчаливого одобрения 236
Ситуации выбора наиболее приемлемого варианта действий 237
Ситуация выбора, приводящего к неудаче 237
Ситуация выбора критериев оценки труда педагога 238
Ситуации предъявления требований 238
Ситуации предъявления требования-унижения 240
Ситуация приведения примера 241
Ситуации обвинения - ощущения несчастья 242
Ситуации доверия-лжи 243
Ситуация угрозы наказания и переживания своей вины 244
Ситуации подчинения и влияния среды 245
Ситуация проявления ответственности 246
Ситуации убеждения 247
Ситуации риска 247
Ситуации оказания помощи 249
Ситуация взаимопомощи 251
Ситуация критики 252
Ситуация принятия твердого решения «здесь и сейчас» (проявления чувства самообладания) 253
Ситуация самовыражения 253
Ситуации выражения своего отношения к человеку 254
Ситуация расхолаживания и дезорганизации 256
Тренинговая ситуация - правильно вести диалог и понимать партнера 257
МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 257
Диагностика направленности личности 257
Диагностика профессиональной направленности личности 262
Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана) 267
Изучение самооценки личности 269
Диагностика и тренинг педагогической проницательности 272
Тест «Транзактный анализ общения» 274
Методика оценки способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас) 275
Методика диагностики социально-психологического климата коллектива 277
Тест «Восприятие индивидом группы» 281
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 284

ВВЕДЕНИЕ  

   Эта книга обращена  ко всем, кто хочет быть в курсе основных педагогических проблем и способов их решения в мировой и отечественной  науке и практике.
   Наш читатель сможет получить не только совокупность сведений по проблемам обучения, образования и воспитания, но и представление о трактовке этих проблем в разных странах, эпохах и цивилизациях.
   Работая над содержанием книги, авторы придерживались культурно - цивилизационной  концентрации педагогического знания и опыта, учитывая многообразие педагогических ориентиров современного человека в решении кардинальных  проблем нашего времени. Главная идея книги состоит в том, что педагогика, как всякая развивающаяся наука, постоянно пересматривает и расширяет аспекты понимания  своих основных категорий, а на практике непрерывно обогащается опытом воспитания и обучения в силу безграничности и многогранности педагогического творчества. Расширяя границы традиционной педагогики, авторы использовали при подготовки текста современные исторические данные, результаты научных изысканий педагогов и психологов, а также мировой и отечественный инновационный педагогический опыт. Поэтому заинтересованный  читатель может погрузиться в многообразие смыслового поля педагогики и ее назначения.
   Данное издание в какой-то мере энциклопедично, а значит, будет полезно широкому кругу читателей ¾  от педагогов- профессионалов, студентов высших учебных заведений до школьников и их родителей. В нем не только представлены  различные направления педагогической науки и практики, но затрагиваются и социально – педагогические проблемы, с которыми сталкиваются как дети так и взрослые. В книге не только рассматриваются традиционные проблемы обучения, воспитания и образования в достаточно богатом содержательно-смысловом многообразии, но и определяются педагогические ориентиры для современного человека, выбирающего способ взаимодействия с людьми в тех или иных условиях ¾ в семье, на производстве, в школе или вузе, на улице или в компании сверстников.
   Таким образом, книга предназначена не только для тех, кто решил стать педагогом (хотя это не исключается), сколько для широкого круга читателей независимо от их профессии и рода деятельности. Она будет полезна тому, кто сам стремиться стать воспитанным и образованным человеком и имеет желание оказывать помощь в этом сложном процессе другим людям.
   Знание основ, “азов” педагогики, изложенных в данной книге, может пригодиться читателю также для того, чтобы преодолевать трудности общения,  осознанно выбирать способы воздействия на себя и на других в  воспитательных целях в тех или иных жизненных ситуациях, быть готовым к  воспитанию и образованию своих детей, а возможно, и к педагогической деятельности. В связи с этим мы пытались сделать книгу как можно более до­ступной, привлекательной и полезной как по содержанию, так и по стилю изложения мате­риала.
   Правомерно ли вводить непрофессионала в мир педагогической науки и проблем обра­зования или воспитания? Не приведет ли такой подход к сомнениям и путанице? Мы наде­емся, что нет. И вот почему. Во-первых, сфера воспитания и образования, являясь приори­тетной в развитии личности, общества и государства, всегда вызывала широкий интерес практически у каждого человека. Да и вообще, независимо от образования любой человек, как известно, все равно считает себя специалистом в педагогике (так же как, впрочем, в политике и в медицине). Во-вторых, издание в большей мере все же ориентировано на сту­денчество. А, как известно, главное назначение высшего образования — становление сту­дента как личности, специалиста, гражданина, который должен быть готов к самостоятель­ным размышлениям, поиску и диалогу в процессе решения фундаментальных и приклад­ных, жизненно важных проблем в науке, технике, культуре и обществе. Во всем мире разработкой направлений и стратегических ориентиров в развитии таких сфер, как обра­зование и воспитание, занимаются не только психологи и педагоги, но и экономисты, поли­тики, юристы, социологи и многие другие специалисты. Более того, при всем многообра­зии современных образовательных доктрин, стратегий, систем и технологий весьма опас­но было бы выделять только инвариантные или универсальные, ибо педагогическое творчество и инновационная деятельность непрерывно «подпитывают», обогащают и по­рой «расшатывают» (как видно из истории) устоявшиеся идеи или модели, динамизируя и развивая их. Насколько многогранен мир, настолько разнообразна и педагогическая тра­диция. Но при этом в процессе духовной интеграции различных человеческих сообществ в едином мировом образовательном пространстве не прекращается целенаправленный по­иск общих идей и образовательно-воспитательных стратегий. А это, соответственно, отра­жается и на развитии собственно педагогической науки — уточняются и обогащаются смыслы и содержание основных категорий, принципов и закономерностей в обучении и воспитании, педагогических методов и технологий.
   Данная книга не является вместилищем непререкаемой истины, это, скорее, попытка широкого обсуждения и разного истолкования базовых данных педагогики в системе человекознания. Показывая, насколько разнообразны подходы, тенденции, стили и модели в педагогической науке и практике, мы не присоединяемся ни к одному течению или направ­лению, подчеркивая наличие разных путей развития педагогических идей. Это дает воз­можность преподавателю, читающему курс «Педагогики» в вузе, расставлять акценты в соответствии с собственными взглядами и выбирать по своему вкусу примеры из достаточ­но насыщенного и богатого фактурой «Практикума». Таким образом, предлагаемая книга не вписывается в жанр «рецептурных» пособий и не претендует на безапелляционно-кон­цептуальное построение курса в логике представленных глав (они могут быть в авторском курсе прочитаны в другой последовательности). Это попытка «возвысить» читателя до уровня проблемно-педагогического мышления, ввести его в круг важнейших педагогиче­ских проблем и задач, побудить к самостоятельным размышлениям и поискам специаль­ной литературы (если возникнет особый интерес) для более углубленного осмысления путей решения весьма непростых проблем воспитания и обучения человека.
   Можно сказать, что материал пособия максимально депрофессионализирован. Это очень важное отличие данной книги от всех предыдущих «педагогик», адресованных, как правило, только преподавателям и студентам педагогических учебных заведений. При ее составлении тщательно отбирались именно те материалы, та информация, которые жиз­ненно необходимы каждому образованному и культурному человеку, живущему в совре­менном многомерном и разнообразном мире, с разными культурно-воспитательными и об­разовательными традициями, в стране, уверенно входящей в мировое образовательное пространство. Специфика авторского замысла, сверхзадача и особенность данной книги состоит в попытке интеграции общей, социальной и сравнительной педагогики, дидактики и педагогической психологии, истории образования и воспитания, а также в том, что мы пытались максимально расширить читательскую аудиторию.
   Авторы старались не перегружать главы материалом, стремясь выделить важнейшие понятия, педагогические явления и феномены, сделав изложение как можно более доступ­ным и логически последовательным. В структурировании содержания в основном исполь­зовался дедуктивный подход, позволивший идти от общих посылок к прикладному и прак­тическому материалу. Поэтому каждая глава включает как теоретический, так и практи­ческий материал, обогащенный примерами и педагогическими фактами. Многочисленные прикладные материалы, как включенные в текст, так и собранные в специальной главе (гл. VII), ориентируют читателя не столько на получение готовых рекомендаций, сколько главным образом на анализ процессов обучения-самообразования в школе и вузе, жизнен­ной практики воспитания и самовоспитания.
   В рамках единого подхода в учебник вошли материалы, которые посвящены предмету и смысловому полю педагогики, воспитанию и образованию человека в контексте истории и современности, актуальным педагогическим задачам и ситуациям (написанные проф. Н. В. Бордовской), профессионально-педагогической деятельности, педагогическо­му общению, личности учащегося в педагогическом процессе, развитию и социализации личности в семье и психолого-педагогической диагностике (написанные членом-корреспон­дентом РАО, проф. А. А. Реаном).
   Все разделы глав завершаются резюме и вопросниками. Мы считаем важным наличие вопросника после каждого раздела для контроля и самоконтроля процесса понимания и степени освоения предлагаемого материала.
   Книга состоит из семи глав.
   Первая глава поможет сориентироваться в том, что такое педагогика. Здесь показано разнообразие значений и смыслов этого понятия, уточняется место педагогики в системе человекознания в процессе ее интеграции с другими науками о человеке, раскрывается диалектика развития педагогики и ее полисистемное начало.
   Вторая и третья главы нацелены на освещение основных педагогических категорий — воспитание (вторая глава) и образование (третья глава). Дается понимание сущности этих категорий и раскрывается их роль в развитии личности и становлении человека.
   Вторая глава посвящена проблемам воспитания человека в широком культурно-исто­рическом контексте. Главное внимание уделяется приоритетным ценностным и целевым ориентирам в воспитании и самовоспитании человека, способам воспитательного воздей­ствия на человека, стилям и видам воспитания в мировой и отечественной практике. Пред­ставлено накопившееся в мировом опыте многообразие воспитательных традиций и воспи­тательных стратегий, методов воспитания и способов человеческого взаимодействия.
   В третьей главе раскрывается феномен образования как социального явления, как про­цесса обучения и воспитания, как образовательной системы. Уточняется характер взаимо­связи образования и культуры, образования и самообразования, отмечается особенность образования как оптимального способа вхождения человека в мир науки и культуры. Чи­татель узнает о разнообразных видах и способах получения образования в современном мире, о проблемах дидактики средней и высшей школы, о разных типах и стилях обучения.
   Мы надеемся, что достаточно широкая и глубокая информированность по проблемам воспитания и образования позволит нашим читателям оценить достоинства и недостатки той или иной образовательной или воспитательной модели, стратегии обучения или вос­питания, в рамках которой он получал образование в школе или вузе. С учетом перспектив в будущем наши читатели смогут более компетентно оказывать помощь своим детям в вы­боре школы или высшего учебного заведения у нас, в России, или за рубежом. 
   В четвертой главе большое внимание уделено культурно-историческим истокам разви­тия школы и вуза, показаны особенности и общие черты в образовательных инновациях разных стран, а также характеризуются тенденции развития единого мирового образова­тельного пространства. В этой главе читатель приобщится к ценностям и тенденциям раз­вития образования в современном мире.
   Пятая глава посвящена рассмотрению сущности, структуры и закономерностям про­фессионально-педагогической деятельности. Особое внимание уделяется педагогическо­му общению и психологическим особенностям различных стилей педагогического руко­водства. Мы также сочли необходимым рассмотреть в этой главе и такие оригинальные (по крайней мере, не вполне традиционные для учебников по педагогике) вопросы, как пе­дагогическая социальная перцепция, то есть вопросы восприятия и понимания педагогом личности учащихся. Большинство разделов данной главы содержат не только теоретиче­ский, но и большой фактический материал, а также описание различных психолого-педа­гогических экспериментов.
   В шестой главе центром внимания становится личность учащегося. Рассматривается феномен социальной зрелости личности, сущность и проявление таких качеств зрелой лич­ности, как ответственность, автономность, терпимость, потребность в саморазвитии и дру­гие. Мы обратились здесь не только к проблемам развития личности в образовательных системах, но и к вопросам развития и социализации личности в семье. Большое внимание уделено в этой главе мотивации учения, поведения и выбора профессии. Мы думаем, что это центральные вопросы, и потому уделили им здесь очень много внимания, может быть, даже непропорционально много, в сравнении с другими разделами этой главы. Однако, как заметил один остроумный человек, для успешного учения нужны три вещи: мотивация, мотивация и мотивация.
   Седьмая глава представляет собой «Практикум», который может быть использован в групповой и индивидуальной работе со студентами на семинарских занятиях. Здесь пред­ложены методики, задачи и ситуации, требующие в процессе работы с ними применения комплекса психолого-педагогических знаний и умений. Материал позволит осознать мно­гообразие способов решения педагогических задач и возможностей выхода человека из ситуации, имеющей педагогическое значение. Педагогическое воздействие не может быть эффективным, несмотря ни на какие новомодные и оригинальные методы и методики, если это «воздействие вообще», абстрактное и не индивидуальное. Индивидуализация педаго­гических воздействий и педагогического общения требует предварительного адекватного изучения ребенка, подростка, юноши как личности и как субъекта деятельности. Поэтому в нашей книге, и именно в этой главе, уделено значительное внимание методикам психоло­го-педагогической диагностики.
   Настоящая книга была задумана как попытка удовлетворить любознательность студен­тов, которые могут почерпнуть в ней сведения о путях и способах воспитания человека, о видах и типах получения образования в мире, об основах и особенностях обучения в шко­ле и вузе. Таким образом, молодые люди приобщатся к элементам педагогической культу­ры как составляющей общей культуры будущего специалиста в рамках реализации госу­дарственного образовательного стандарта современного высшего учебного заведения.
   Пособие может служить основой в работе преподавателей высших учебных заведений, пробуждая интерес к проблемам и характеру обучения, получения образования и поиска эффективных способов работы над собой на пути личностного и профессионального ста­новления и совершенствования.
   Мы надеемся, что данная книга будет также способствовать укреплению позиций педа­гогики в общей системе подготовки человека к гуманному и компетентному решению жиз­ненно важных задач в системе «человек—человек».

Формат: HTML
Язык: Русский

Скачать учебник
Педагогика - Учебник для вузов (Н. В. Бордовская, А.А.Реан)

 
< Пред.   След. >