Главная arrow Педагогика arrow Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (А.М. Новиков)
Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (А.М. Новиков)

   Книга действительного члена Российской Академии образования, доктора педагогических наук, профессора А.М. Новикова написана как пособие для организаторов научно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях: заместителей директоров по научной (научно-методической) работе школ, гимназий, училищ, техникумов, лицеев и колледжей; методистов, а также учителей, преподавателей, других педагогических работников образовательных учреждений, принимающих участие в инновационной, научно-исследовательской работе.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3
Общее понятие о науке 5
Технология проведения отдельного исследования 25
Планирование и организация научно-экспериментальной работы в образовательном учреждении 75
Рекомендуемая литература 103
Приложение 1. Пример программы научно-экспериментальной работы 105
Приложение 2. Как начать работу над диссертацией 110
Приложение 3. О психолого-педагогической терминологии 114

ПРЕДИСЛОВИЕ

Извените меня неука за то, что навязываю вам
свои дикобразные и какие-то аляповатые идеи,
которые у ученых и цивилизованных людей скорей
помещаются в животе чем в голове


А.П. Чехов «Письмо к ученому соседу»

  Сегодня в новых социально-экономических условиях наблюдается стремительное развитие интереса руководителей и педагогических работников образовательных учреждений к проведению научных исследований и экспериментальной работы в своих учебных заведениях. Это явление радует. С одной стороны, оно говорит об осознании педагогическими коллективами учебных заведений необходимости коренных преобразований в образовании. С другой стороны, об осознании ими своей ответственности за эти преобразования и необходимости повышения своего научно-педагогического уровня. Отрадным является и то, что во многих учебных заведениях появилась должность заместителя директора по научной работе, в их штатном расписании становится все более кандидатов и докторов наук. В гимназиях, лицеях, колледжах и т.д. оформляются кафедры и факультеты. Вместе с тем стремление к научно-экспериментальной работе совершенно недостаточно подкреплено соответствующим методическим обеспечением, зачастую допускаются ошибки в планировании исследований и проведении экспериментальной работы. От «науки» зачастую ожидается то, что наука дать в принципе не может. Возможности же научных исследований реализуются далеко не полностью. Цель данного издания – дать ряд практических советов по организации и проведению научно-экспериментальной работы в учебных заведениях. В его основу лег одноименный учебный курс, читаемый автором в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области для руководителей и методистов образовательных учреждений.
   Необходимо пояснить несколько слов о названии книги. Дело в том, что в нем содержится некоторая неточность и двусмысленность. С одной стороны, строго говоря, эксперимент – это один из методов научной работы, научного исследования, о чем мы будем говорить ниже. С другой стороны в последнее время среди широкой массы работников образования термины «эксперимент», «экспериментальный» приобрели и совершенно другой, новый смысл – как синонимы любой инновационной деятельности в образовательных учреждениях – по созданию новых типов учебных заведений, по апробации и внедрению нового содержания, форм, методов обучения и т.д., нередко без какой либо научной основы. Данная же публикация посвящена именно научным аспектам инновационной («экспериментальной») деятельности образовательных учреждений.

Формат: PDF
Язык: Русский

Скачать учебник
Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (А.М. Новиков)

 
< Пред.   След. >