Главная arrow Педагогика arrow Закономерности итеративного научения (Новиков Д.А.)
Закономерности итеративного научения (Новиков Д.А.)

   Предлагаемая работа доктора технических наук Д.А. Новикова посвящена изучению общих для систем живой и неживой природы – человек, группа людей, животные, искусственные системы – количественных закономерностей итеративного научения (понимаемого как многократное повторение обучаемой системой действий, проб, попыток и т.д. для достижения фиксированной цели при постоянных внешних условиях). Основным методом исследования является математическое моделирование.
   Работа ориентирована на специалистов по педагогике, психологии и физиологии человека и животных, теории управления, а также студентов и аспирантов соответствующих специальностей.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1. Моделирование итеративного научения: задачи и проблемы 5
2. Кривые научения: количественное описание и качественный анализ 16
3. Классификация моделей итеративного научения человека, животных и искусственных систем 24
4. Описательные модели: аксиоматика и интуиция 27
5. Модели – аналогии физических явлений и технических систем 32
6. Теоретико-информационные модели 37
7. Модели – аналогии кибернетических систем 48
8. Модели коллективного поведения 54
9. Некоторые обобщения 63

Заключение 69

Литература 71

Введение

   Итеративное научение, как обучение в строго повторяющихся условиях – одна из простейших разновидностей научения, имеет место в широком классе явлений: формирование разнообразных навыков, усвоение информации человеком, научение животных (выработка условных рефлексов) и обучение технических и кибернетических систем. Различные аспекты итеративного научения исследуются в педагогике, психологии и физиологии человека и животных, в теории управления и в других науках.
   Настоящая работа посвящена описанию математических моделей итеративного научения и преследует следующие цели:
   во-первых, дать достаточно полный, хотя конечно и не исчерпывающий, аналитический обзор существующих на сегодняшний день моделей итеративного научения, предложенных разными авторами в разные годы (ниже рассматриваются более тридцати таких моделей), в том числе – автором настоящей работы.
   во-вторых, на основании анализа описываемых моделей попытаться выявить и объяснить важнейшие общие закономерности и механизмы итеративного научения, а также определить возможности математического моделирования как метода исследования итеративного научения.

Формат: PDF
Язык: Русский

Скачать учебник
Закономерности итеративного научения (Новиков Д.А.)

 
< Пред.   След. >