Главная arrow Медицина arrow Диагностика психофизиологического и физического здоровья школьников (В.А.Бароненко, Л.А.Рапопорт)
Диагностика психофизиологического и физического здоровья школьников (В.А.Бароненко, Л.А.Рапопорт)

ОГЛАВЛЕНИЕ

АННОТАЦИЯ 3

ВВЕДЕНИЕ 4
Актуальность проблемы 4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 5
1.1. Культура здоровья 5
1.2. Концепция здоровья 6
1.3. Стратегия оздоровительной деятельности 7

ГЛАВА II. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
2.1. Гигиеническая организация образовательного пространства 10
2.1.1. Гигиеническая оценка расписания уроков школьников 10
2.1.2. Гигиена учебно-воспитательного процесса с компьютером в школе 14
Приложение 1 23
2.2. Диагностика психофизиологического благополучия школьника 25
2.2.1. Диагностика умственной работоспособности 26
2.2.2. Диагностика мотиваций 29
   − опросник «Учебная мотивация» (для 5-8 и 9-11классов) 31
2.2.3. Диагностика эмоционального состояния 33
   − опросник «Школьная тревожность» 34
   − анкета «эмоционально-психологический климат (ЭПК) (для 3-5 и 7-11 классов) 38
2.2.4. Диагностика самосознания 40
2.2.5. Диагностика ценностных ориентаций школьника 43
2.2.6. Диагностика полового самосознания 44
2.2.7 Диагностика взаимоотношений «учитель – ученик» 49
2.3. Диагностика физического благополучия школьника 51
2.3.1. Оценка физического развития: 51
   − методы измерения антропометрических показателей; 51
   − методы определения состояния опорно-двигательного аппарата; 55
   − методы определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы; 57
   − метод определения уровня физического развития (здоровья) 58
2.3.2. Определение функциональных резервов (адаптационного потенциала) 63
Рекомендуемая литература 64

АННОТАЦИЯ

   Авторами учебно-методического пособия являются известные специалисты по проблеме здоровья: доктор биологических наук, профессор В.А. Бароненко и доктор педагогических наук, профессор Л.А. Рапопорт.
   Учебно-методическое пособие построено на основе валеологического мировоззрения. Отражает основные современные тенденции науки и практики культуры здоровья.
   В пособии представлен комплекс методов, позволяющий получить целостное представление об организации образовательного процесса, а так же психофизиологическом и физическом благополучии школьников.
   Пособие предназначено для педагогов средних и высших учебных заведений, аспирантов и студентов, занимающихся в сфере проблемы культуры здоровья.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы

   В иерархии человеческих ценностей здоровье занимает ведущее место. Актуальность проблемы обусловлена удручающим состоянием здоровья населения России и, особенно, детей и подростков.
   Здоровье школьников - одна из приоритетных проблем страны. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. Особенно быстрыми темпами ухудшается здоровье школьниц. Обследования показали, что в последние годы числоздоровых девушек – выпускниц составляет не более 6,3%. Почти треть юношей по медицинским показаниями не годятся для службы в Вооруженных Силах. Увеличивается процент детей, не способных освоить программу дневного среднего образования.
   Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование культуры здоровья учащихся становится одним из главных направлений развития образования, что отраженов Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7, 9) и в Государственном образовательном стандарте (национально-региональный компонент) Свердловской области.
   Настоящее пособие предусматривает изучение состояния здоровья учащихся средних общеобразовательных учреждений с целью определения основного направления в решении проблемы оптимизации обучения, организации безвредного образовательного пространства, обеспечивающего благополучие организма школьника.

Формат: PDF
Язык: Русский

Скачать учебник
Диагностика психофизиологического и физического здоровья школьников (В.А.Бароненко, Л.А.Рапопорт)

 
< Пред.   След. >