Документы как источник первичной информации. Классификация документов — часть 2

Обеспечение сравнимости не означает унификацию и не предполагает какие-либо препятствия для совершенствования правил бухгалтерского учета и учетных процедур. Организация не должна вести учет какого-то факта хозяйственной деятельности тем же образом, что и раньше, если принятая учетная политика не обеспечивает реализацию таких требований, как уместность и надежность, либо существует лучшая альтернатива.

При формировании информации в бухгалтерском учете должны приниматься во внимание факторы, ограничивающие уместность и надежность этой информации.

Одним из факторов, способных ограничить уместность и надежность информации, является своевременность информации. Чрезмерная отсрочка предоставления информации заинтересованным пользователям может привести к потере ее уместности. Чтобы обеспечить своевременность информации, часто бывает необходимым предоставить ее до того, как будут известны все аспекты хозяйственной деятельности, в ущерб, таким образом, ее надежности. Ожидание того момента, когда становятся известны все аспекты факта хозяйственной деятельности, может обеспечить высокую надежность информации, но сделать ее малополезной заинтересованным пользователям.

Польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на подготовку этой информации.

На практике часто необходим выбор между разными требованиями. Как правило, задача состоит в достижении соответствующего баланса между требованиями, с тем чтобы реализовать цель бухгалтерского учета. Относительная важность отдельных требований в разных ситуациях является предметом профессионального анализа.

Кодекс этики профессиональных бухгалтеров — членов ИПБ России (утв. Решением Президентского совета Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, Протокол от 26 сентября 2007 г. N 09/-07)[1] указывает, что профессиональные бухгалтеры, работающие по найму, часто принимают участие в подготовке или представлении в отчетности информации, которая может быть опубликована.

К такой информации может относиться финансовая или управленческая информация (например, прогнозы и бюджеты), финансовая отчетность, обсуждение и анализ вопросов управления или подписанное руководством сопроводительное письмо для аудиторов, являющееся частью аудита финансовой отчетности.

Профессиональный бухгалтер должен готовить и предоставлять такую информацию честно, беспристрастно, в соответствии с профессиональными стандартами и в форме, понятной для квалифицированного пользователя такой информации.

Профессиональный бухгалтер, отвечающий за подготовку или утверждение финансовой отчетности организации, должен обеспечить ее представление в соответствии с надлежащими стандартами финансовой отчетности.

Профессиональный бухгалтер должен вести учет информации, входящей в сферу его ответственности, таким образом, чтобы:

а) ясно и четко описывать истинный характер финансово-хозяйственных операций, активов и обязательств;

б) своевременно и надлежащим образом регистрировать информацию;

в) точно и полно представлять все существенные аспекты описываемых фактов.

Документированием называется создание и правильное оформление документированной информации (документа).

Документация бухгалтерского учета — совокупность материальных носителей информации, составляемая экономическим субъектом по установленным требованиям в ходе ведения им бухгалтерского учета и включающая в себя[2]:

а) первичные учетные документы;

б) сводные учетные документы;

в) регистры бухгалтерского учета;

г) данные внутренней бухгалтерской отчетности.

Такое определение содержится в Перечне терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (утв. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ[3] каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Исходя из этого, а также принимая во внимание ч. 2 ст. 1 Закона N 402-ФЗ, не должны приниматься к бухгалтерскому учету документы, которыми оформляются не имевшие место факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Частью 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа. Включенные в этот перечень реквизиты по составу и содержанию тождественны обязательным реквизитам первичного учетного документа (включая документы, составленные по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации), предусмотренным п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Неотъемлемой частью ведения бухгалтерского и налогового учета любой компании является документооборот, представляющий собой движение бухгалтерских документов по определенному маршруту — от момента их создания или получения до передачи в архив.

[1] «Кодекс этики профессиональных бухгалтеров — членов ИПБ России» (утв. Решением Президентского совета Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, Протокол N 09/-07 от 26.09.2007)URL: http://www.lawmix.ru/prof/14342

[2] Бердышев С.Н. Гражданское право для бухгалтера. 2-е изд., испр. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013. c. 112.

[3] Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Собрание законодательства РФ, 12.12.2011, N 50, ст. 7344

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *