Особенности устройства Афинского государства

В условиях острейшего кризиса государства сторонники демократии в Афинах считали необходимым добиться возможно большей солидарности всех свободных перед лицом рабов и потому пытались смягчить уступками и раздачами недовольство свободной бедноты. Однако существовала и другая политическая программа, считавшая необходимым установить в Афинах режим открытой военной диктатуры с прекращением политики раздач и с лишением неимущих всяких политических прав. Сторонники этой программы стремились к полной ликвидации рабовладельческой демократии и к управлению государством без всяких писанных законов, методами открытой диктатуры.

Аристотель был весьма умеренным сторонником демократии, хотя, вместе с тем, он отрицательно относился к режиму афинской демократии. Его позиция ближе всего может быть охарактеризована как программа демократическая, антипод олигархической, но вместе с тем критически настроенных в отношении «крайностей» афинской демократии. Аристотель мечтал вернуться к умеренной, цензовой «конституции отцов», к конституции времен Солона, к «среднему» государственному строю с господством в нем «среднего» класса.

С.Л. Утченко подчеркивает, что античный выработал три великих политических идеи, оказавшие огромное влияние на развитие демократии[1]:

  • идея народоправства, базирующаяся на причастности каждого гражданина к управлению, его участии в общественной жизни.
  • гражданская идея, которая, претерпевая на протяжении веков немаловажные изменения и модификации, была передана античным полисом — независимой гражданской общиной — последующим поколениям.
  • идея республиканизма, находящая свое выражение в принципе выборности всех органов управления, коллегиальности, краткосрочности магистратур.

Таким образом, политическая ситуации времени жизни Аристотеля была весьма сложная, а противоречия общественной жизни, осложненные войнами, значительные. Ведь идеалом того периода являлись свобода и равноправие, основанные на законе. Так, основными чертами афинской демократии, наиболее характерными и дорогими для афинян, являлись равенство перед законом, равноправие, и равенство голоса, равное право на свободу речи, на участие в политической жизни. Вопрос был в том, что общество было кастовым и целые группы греческого общества, рабы – самые многочисленная из них, были отстранены от не то что политической, но и общественной жизни.

Другое противоречие эпохи и жизни самого Аристотеля в том, что будучи приверженцам демократических начал в управлении он способствовал формированию взглядов разрушителя этой системы, Александра Македонского.

Личное участие в осуществлении политических функций воспитывало греков в целом, и мыслителей – в частности как ораторов. Сегодняшние философы не привыкли к публичной деятельности, но тогда политическое участие, стремление к лидерству считалось необходимым условием нормальной политической жизни и единственной гарантией свободы. Это служило важным фактором развития моральных и интеллектуальных качеств, что обусловливало превращение мысли в слово, в ораторское искусство, ставшее инструментов публичной власти. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Аристотель владеет свободной аргументацией, что видно в его работах. Аристотель обосновывал в них идеи верховенства законов и гражданственности, участия сословий в обсуждении общегосударственных вопросов, что отвечало потребностям развития средневекового общества, обусловливало возникновение сословного представительства — предтечи народного представительства.

В период «золотого» V века до нашей эры в Афинах утвердился демократической строй в его классической античной форме, наиболее существенными характеристиками которого были: верховенство (суверенитет) народного собрания, право всех граждан на законодательную и судебную инициативу, выборность, коллегиальность и ответственность магистратур[2].

Политическую систему, которая сложилась в Афинах, характеризует следующее:

  • верховные права принадлежат Народному собранию (или Экклесии), в котором принимают участие полноправные граждане (привилегии правящих классов в результате демократических реформ постепенно распространились на всю совокупность граждан). В Народном собрании главное влияние принадлежит демагогу, но пока еще демагог и стратег соединяются обыкновенно в одном лице;

Когда афинянину исполнялось 18 лет, выборный демарх (староста) заносил его в гражданские и военные списки и после принесения присяги верности афинскому государству молодой афинянин зачислялся в эфебы для прохождения военной службы, а также получал право выступать в суде. С 20 лет он приобретал все гражданские права. По Конституции Клисфена права гражданства определялись принадлежностью к тому или иному дему, а не роду. В Аттике при Клисфене насчитывалось 100 демов, которые представляли собой одновременно хозяйственную, административную, культовую, военную и политическую единицу. Перикл в 451 г. до н.э. через Народное собрание провел закон, согласно которому только тот мог обладать полными гражданскими правами, у которого и отец, и мать были коренными афинянами[3].

  • средоточием высшей правительственной власти является Совет 500 (Буле) — центральный орган государственного управления, совещательный и исполнительный орган по отношению к Народному собранию.
  • структура управления включает многочисленные магистратуры, основными принципами организации которых были: коллегиальность, выборность (в большинстве случаев по жребию), подотчетность Народному собранию и Совету, краткий (обычно годичный) срок пребывания в должности.
  • органическим элементом демократического режима является судебная система Афин, важнейшее место в которой занимает Народный суд (Гелиэя) — суд присяжных, разделенный на дикастерии (своеобразные палаты, по которым судьи распределялись обычно благодаря сложной системе жеребьевки; каждая «палата» в зависимости от характера и степени важности рассматриваемого дела могла насчитывать от 200 до 1500 человек[4]).

Древнейшим из афинских судов был Совет Ареопага (часто называемый просто Ареопагом), являвшийся прямым наследником древнейшего Совета городской знати. Тогда ему принадлежали и важнейшие функции по управлению полисом. Аристотель в «Афинской политии» выделяет даже особый период главенства Ареопага. Ареопагу ранее принадлежала высшая контролирующая власть: он был «всеобщим блюстителем и стражем законов» и пользовался правом вето по отношению к постановлениям Народного собрания, а следовательно, влиял на весь ход государственной жизни. В процессе демократических преобразований Ареопаг утратил практически все свои функции и превратился в суд по делам о смертоубийствах и по вопросам, связанным с религией[5].

Основная особенность афинской демократии — непосредственное участие державного демоса (суверенного народа) в управлении делами государства, что обеспечивалось прежде всего постоянным функционированием Народного собрания, в исключительном ведении которого находились все важнейшие вопросы жизни полиса[6].

К важнейшим принципам афинской демократии (в ее лучшую пору) следует отнести принцип самоограничения державной власти демоса, над которой возвышался закон. Выдвинув своим идеалом свободу и равноправие, афинская демократия стремилась сочетать их с законом. Афиняне гордились тем, что они не знали над собой другого господина, кроме закона, признанного народом, и повиновались этому закону, а не капризу или произволу одного лица, подобно «варварам», «ибо у варваров все рабы, кроме одного[7].

Идея закона основывалась на учении о божественном и естественном законе. Так, уже Гераклит рассматривал божественный закон как источник справедливости, из которого вытекают все человеческие законы.

Однако, как это уже подчеркивалось, Афинская демократия, достигнув своего расцвета, в силу неблагоприятных политических условий IV века до нашей эры (Пелопоннесская война, политическая раздробленность Греции, раздоры, порча нравов и др.), а также в силу присущих ей внутренних противоречий стала клониться к упадку.

[1] Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима (III — I до н.э.). М., 1977. С. 36 — 37.

[2] Сергеев В.С. История Древней Греции. СПб., 2002. С. 251.

[3] Сергеев В.С. История Древней Греции. СПб., 2002. С. 200, 266.

[4] Маринович Л., Кошеленко Г. Становление афинской демократии // Античная демократия в свидетельствах современников: Сб. М., 1996. С. 23 — 24.

[5] Грант М. Классическая Греция. М., 1998. С. 68.

[6] Фадеев В.И. У истоков народного представительства: политические идеи и практика античной демократии // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 11.

[7] Афинская демократия в свидетельствах современников. М., 1996. С. 250.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *