Задача 5 по административному праву

Назовите основания разграничения административных правонарушений от уголовно наказуемых деяний по следующим видам:

  • хищение чужого имущества;
  • хулиганство;
  • незаконное приобретение или хранение наркотических средств, психотропных веществ.

Решение:

Исходя из того, что в основу деления хищений на виды положен размер причиняемого имущественного ущерба, российское законодательство позволяет выделить следующие виды хищений: мелкое хищение (административное правонарушение) чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков данных преступлений, предусмотренных частями 2, 3, 4 ст. 158, частями 2 и 3 ст. 159 и частями 2 и 3 ст. 160 УК РФ (стоимость похищенного имущества не превышает одну тысячу рублей — ст. 7.27 КоАП РФ).

Однако при этом должны иметься в наличии все признаки, характерные для мелкого хищения (размер ущерба не превышает минимального размера оплаты труда на день совершения преступления, способом хищения являются кража, мошенничество, присвоение или растрата). Решая вопрос о возможности отнесения хищения личного имущества к малозначительному деянию, необходимо учитывать не только сумму похищенного, но и материальное положение потерпевшего. Малозначительность может определяться также по преступлениям с формальным составом. Степень опасности таких деяний и возможность отнесения их к малозначительным исчисляются с учетом особенностей конструкции статей Особенной части УК.

При корреляции мелкого хулиганства как административного проступка и хулиганства, квалифицируемого как преступление (ст. 213 УК), следует учитывать следующие обстоятельства:

а) физическое или моральное воздействие на потерпевшего в случае мелкого хулиганства всегда характеризуется менее значимой вредоносностью, в отличие от насилия, применяемого к гражданам (или угрозы его применения) при совершении преступления;

б) объектом противоправных действий хулигана при совершении административного проступка является нематериальная субстанция — общественный порядок, при этом потерпевшему не причиняется имущественный вред либо последний незначителен. Если в результате хулиганских действий выявляется также и имущественный ущерб (уничтожение или повреждение личного имущества), то подобное правонарушение всегда квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 213 УК);

в) мелкое хулиганство как административный проступок несовместимо с квалифицирующими признаками хулиганства как преступления, такими, как групповое правонарушение, действия, сопряженные с сопротивлением представителю власти, и другие указанные в ч. 2, 3 ст. 213 УК.

Важное значение в разграничении мелкого хулиганства как административного правонарушения и хулиганства, квалифицируемого как преступление, имеет судебная практика, обобщенная в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1991 г. N 5 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. N 11, от 25 октября 1996 г. N 10). Согласно указанному Постановлению злостным хулиганством, отличающимся исключительным цинизмом, могут признаваться хулиганские действия, которые сопровождались демонстративным пренебрежением к общепринятым нормам нравственности, например проявлением бесстыдства, издевательством над больными, престарелыми лицами, находящимися в беспомощном состоянии, и т.п. Злостным хулиганством по признаку особой дерзости может быть признано такое преступное нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, которое сопровождалось, например, насилием, повлекшим телесные повреждения, или глумлением над личностью, длительно и упорно не прекращавшимся нарушением общественного порядка, уничтожением или повреждением имущества, срывом массового мероприятия, временным прекращением нормальной деятельности предприятия, учреждения, организации или общественного транспорта и т.п.

Сравнивая законодательные формулировки ч. 1 ст. 14 УК РФ и ч. 1 ст. 2.1 КоАП, можно сделать вывод, что разграничение уголовной (ст. 228 УК РФ) и административной (ст. 6.8 КоАП) ответственности за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление и переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов происходит в зависимости от их размера, устанавливаемого постановлением Правительства Российской Федерации. Таким образом, степень общественной опасности деяния фактически определяется подзаконным актом. соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. N 934) этот критерий должен учитываться судьями при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Важным условием квалификации правонарушения по данной статье в отличие от преступного деяния, квалифицируемого по ст. 228 УК РФ, является совершение действий по приобретению и хранению указанных средств и веществ либо оборот их аналогов, растений либо их частей без цели сбыта (покупка, обмен, получение в дар) (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 9).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *